С переездом в Австралию я столкнулся с одной проблемой — все мои прошлые курсы, университеты и обучения очень сильно обесценились. И не с той стороны, что Российские университеты не котируются (хотя и с этой стороны тоже), а с той, что появилась языковая пропасть и сложность применения знаний в непривычной для меня среде. Попробуй объяснить на английском какую-то бизнес идею или внедрить какой-то новый процесс… Чтобы залатать пробелы, было принято решение сертифицироваться по направлению «Управление проектами».

Я никогда не вдавался в детали различных сертификаций, но пообщавшись с разными авторитетными людьми в этой сфере и проанализировав что ищут работодатели, пришел к выводу, что я хочу PMP.

Цель задана. А как к ней прийти? После изучения требований оказалось, чтобы хотя бы получить допуск к экзамену необходимо иметь неплохой багаж опыта и знаний, а именно:

  1. Диплом из университета
  2. 3 года опыта управления проектами
  3. 35 часов обучения управлению проектами

Плюс ко всему этому нужно было потратить приличное количество денег: оплатить членский взнос в PMI ($139), оплатить сам экзамен ($405), оплатить курс + материалы (цены начинаются от $100 и доходят до $2-3k, в зависимости от формата обучения.

Первый месяц я потратил на курсы, чтобы набрать эти 35 часов обучения. Курс достаточно сухой и нудный. Но я очень быстро стал набирать недостающую лексику и «понятия». Теперь мне не нужно было лезть в Google Translate, чтобы перевести свою мысль на английский язык, и языковой барьер стал постепенно исчезать.

Когда закончился курс, я заполнил анкету на pmi.org и стал ждать решения. На 6 день пришел положительный ответ и меня допустили до экзамена. После этого я решил выделить еще месяц, чтобы закрепить все знания и уже подготовиться непосредственно к экзамену.

Экзамен состоит из 200 вопросов, на которые дается 4 часа времени. После первых 90 вопросов можно взять 10 минутный перерыв (не входит в общее время). Из 200 вопросов 25 не оцениваются. На них PMI тестирует что войдет в тесты в будущем. Но какие именно вопросы не оцениваются не известно.

План подготовки

  • Три недели я выделил на изучение PMBOK, причем первые две недели я только изучал материал, а на третью неделю стал добавлять пробные тесты.
  • На четвертой неделе я уделил все время только пробным тестам и подробному изучению вопросов, где я совершал большинство ошибок.
  • Так же на последней неделе я выписал все формулы и выучил их наизусть.

Последние несколько недель я много времени уделял углубленному изучению проблемных понятий. Например, мне было незнакомо понятие control charts. В YouTube я искал видео на эту тему, находил несколько статей в Google, и все становилось на свои места.

В день сдачи я повторил все формулы, прошелся по своим заметкам и отправился на экзамен. На сам экзамен я потратил 3.5 часа.

Из моего плана обучения мне не особо пригодились формулы. Было всего два или три вопроса, где формулы были нужны. Но знание этих формул — это гарантированный правильный ответ на данные вопросы.

Очень, прям ОЧЕНЬ, много вопросов было на тему можно ли изменять объем работ и как, а так же по качеству. Если в вашей работе нет QA и QC и для вас это просто набор букв, я очень настоятельно рекомендую изучить все про качество.

Выводы

Это трудный путь. Если кто-то скажет, что этот экзамен легкий, то он явно лукавит.

  • Самой сложной задачей для меня было перенастроить ход мыслей с русского на английский.
  • В интернете очень много плохих советов. Кто-то рекомендует прочитать PMBOK несколько раз от корки до корки, выучить все 49 процессов наизусть или еще какой-то бред.
  • Во время тестов мне встречались вопросы, которые я просто не мог понять. Их было не так много, где-то 1% и я решил, что для меня это приемлемый риск и мое время можно более эффективно распределить. Поэтому, я читал объяснение к таким вопросам, говорил «ок» и двигался дальше.
  • Опыт работы в крупных компаниях очень сильно помог. Например, многие пишут, что закупки являются одним из самых сложных разделов в PMBOK. Мне он показался одним из самых легких, потому что я работал с закупками и многое было чуть ли не списано из книги.

Советы

  1. Самым полезным ресурсом для меня оказались пробные тесты (я использовал вот эти), потому что они показывали мои успехи в каждой стадии проекта и я визуально знал какую группу мне надо подтянуть.
  2. Я бы не рекомендовал учить все процессы наизусть. Более целесообразно разобраться в их порядке и как они между собой связаны.
  3. Очень важно понимать разницу между вводными данными в процессе и инструментами/методами, которые используются. Очень часто вопрос будет «Какой инструмент/метод используется для получения того-то и того-то», а в ответе перечислены два документа, процесс и один метод. Это кажется очень очевидным, но признаюсь — это была моя вторая наиболее частая ошибка.